По просьбе читатей: интервью с педагогом и психологом юлией таракановой

Опубликовано: 5.8.2019
эйдетика и гармоничное развитие ребенка: интервью с педагогом и психологом юлией таракановой

Если говорить о развитии интеллекта и навыков, важных для будущего обучения в школе, то наиболее эффективной и естественной для ребенка я считаю систему Марии Монтессори. Она исходит от потребностей и задач развития каждого ребенка.

Воспитывая ребенка, не стоит забывать одну простую вещь: любое обучение должно быть разумным. И лучше всего, если вы создадите такие условия, при которых ребенок будет осваивать новые навыки постепенно, вдоволь играть и свободно познавать мир, получать удовольствие от процесса обучения.

В каждом возрасте и в каждом индивидуальном случае у детей разные задачи. С малышом важно не заниматься, а играть. И обучать всему в игре. Обучать многому — очень многому — можно просто гуляя в парке, путешествуя в автомобиле, ползая на четвереньках по ковру, рисуя, читая занимательные книжки, разыгрывая разнообразные ситуации, подбирая особенные мультики и позже — фильмы.

— Произносите только звук, которые обозначает буква, а не название буквы.

Для гармоничного развития детей дополнительно обращаюсь к методике Льва Виноградова (музыкальное и физическое воспитание).

В последние два-три года активно применяю методику Kumon для развития элементарных навыков мелкой моторики, письма и счета.

Использую игры Клауса Фопеля для развития коммуникационных навыков у детей, воображения и внимания. А также создаваемые совместно с детьми интеллект-карты (по методике Тони Бьюзена) для организации и усвоения самых разнообразных научных знаний и любой текстовой информации.

Тут дело в том, что многим родителям не хватает терпения однообразно изучать с ребенком азбуку, счет и тому подобное. Это можно исправить — стоит лишь добавить в процесс обучения творчество, фантазию, игровые моменты. Часто на помощь приходят уже готовые решения других родителей или педагогов. В эпоху интернета найти их несложно.

— Для более эффективного запоминания знакомьте ребенка не более чем с семью буквами за один раз.

Ребенок должен развиваться гармонично. Поэтому заботиться нужно и о здоровом питании, о физическом, творческом и интеллектуальном, нравственном и психо-эмоциональном развитии. В общем, задача не простая. И родители очень часто к выполнению таковой не готовы. Этому же нигде не учат! Хорошо, если есть примеры в собственной семье или любопытство родителей заставляет их много читать и находить ответы на возникающие вопросы.

Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее.

Напоследок пожелайте что-нибудь нашим читателям.

На какой возраст рассчитаны занятия, которые задействуют образную и ассоциативную память?

Пять самых важных статей — на вашу почту. Раз в две недели. С сюрпризами только для своих. В первом письме подарок — электронная книга «Малышу виднее».

— Показывайте ребенку слово под картинкой. Обращайте его внимание на первую букву слова.

Или еще одна простая игра: предложите ребенку искать предметы, похожие на заданную букву или цифру. Или поиграйте в Ивана-сундука: что бывает такого цвета, за которым пришел Иван-сундук?

Сейчас живу и работаю в США. В сентябре мы с подругой-американкой открываем свой двуязычный детский сад. Пытаемся объединить методики Марии Монтессори, Вальдорфской школы и эйдетику.

В школе работала учителем математики и физики, еще вела рисование в младших классах. Случайно узнала о существовании Московской Школы Эйдетики (от подруги сестры, психолога), и в 1997 году училась в ней. Сразу же после окончания начала работать как инструктор Школы Эйдетики. Сначала я работала со школьниками и взрослыми людьми, но постепенно возраст моих учеников снижался. И я добралась до малышей 2 лет:) Была потрясена, как они легко и очень активно пользуются своими ассоциативными способностями.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы.

Эйдетика помогает в этом, она включает в себя различные методы запоминания и обработки информации. «Эйдос» в переводе с греческого —«образ». Эйдетизм — это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия.

Развивать образную память можно с рождения и в любом возрасте! Я работала и с годовалыми, и с 70-летними… Мнемотехническим приемам обычно обучают с 12 лет. Но я и пораньше эффективно это делала. Меняется только материал, к которому эти приемы адаптируют: от букв и стишков до сложных текстов, географической номенклатуры, исторических дат, формул и партитур, сводов законов и т.д.

Стихи можно запоминать и с помощью движений, и с помощью предметов окружающей среды.

Как обучать малышей азбуке, я писала в предисловии к своему развивающему набору «Азбука. Живые буквы». Вот несколько коротких советов.

Сколько минут в день нужно заниматься с самыми маленькими детьми (от 1-2 лет)? Какие занятия (виды деятельности) должны быть ключевыми?

Источник

Сегодня мы хотим поговорить с Юлией Таракановой, опытным педагогом, психологом, специалистом по эйдетике (методике развития образной и ассоциативной памяти через специальные упражнения), автором развивающего набора «Азбука. Живые буквы». Юлия Викторовна много лет работает с детьми. И сегодня она делится с нами своим богатым опытом, рассказывая о воспитании и развитии детей.

Я работаю с детьми более 20 лет. Начинала в государственной школе г. Саратова. По образованию я инженер-физик полупроводников и диэлектриков. После развала нашей электронной промышленности пришлось искать себя в другом направлении. Но мне чрезвычайно повезло: я нашла свое призвание!

Дорогие родители, дети — наши лучшие учителя! Они учат нас терпению, прилежанию, последовательности, креативности, любознательности и многому другому. Начав удивительный процесс обучения и воспитания ребенка, вы заметите позитивные изменения в самом себе. Обучение детей — всегда процесс с обратной связью. Будьте внимательны к своему малышу, прислушивайтесь и присматривайтесь, придумывайте интересные методы и способы обучения для вашего особенного малыша!

— Просите малыша обвести буквы пальчиком.

Самое простое и очень эффективное — заучивание стихов с помощью ассоциативных рисунков. Причем для малышей до 4-5 лет рисунки рисуют, а чаще и сами ассоциации придумывают взрослые. Начиная с 4-5-летнего возраста дети сами способны подобрать ассоциацию и нарисовать ее. Ассоциации поначалу подбираются практически к каждому слову стихотворения. Позже их количество можно уменьшать, рисуя одну картинку-ассоциацию к целому четверостишию.

Очень часто родители ставят своему ребенку абсолютно неверный диагноз — гиперактивность, пряча за ним свое нежелание или неумение подобрать или создать для маленького непоседы увлекательное занятие. Обычно такого не случается, если сами родители увлечены каким-то делом: рисуют, лепят, играют на музыкальных инструментах, изучают музейные экспонаты, природные явления, космические тела, создают новые технические конструкции и многое другое.

Одновременно при Саратовском государственном университете я вела курсы развития памяти и скорочтения для старшеклассников и взрослых. Позже уже в Москве я работала в Филипповской частной школе и детском центре «Ого-город». В 2008 году создала свой собственный детский центр «Семейкин клуб», который успешно работает и по сей день.

Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и лишь с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры.

Поскольку я физик по образованию, то очень люблю проводить с детьми различные опыты, эксперименты, показывать им научные фильмы, пробуждающие интерес к естественно-научным знаниям.

В большинстве образовательных учреждений методики занятий с детьми опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, иностранный язык… Возникает вопрос: как это все запомнить?

Источник

Расскажите об обучении алфавиту с помощью эйдетики.

Мария Монтессори долгое время изучала способы освоения детьми разных навыков (в том числе элементарных навыков самообслуживания), увидела общие базовые закономерности, определяющую роль культурно-предметной среды, в которой ребенок — активный исследователь. На основании наблюдений поведения детей она разработала свою философию и систему обучения. Я изучаю и использую эту систему более десяти лет, дополняю ее современными практическими знаниями из области психологии и нейропсихологии.

Источник: http://www.smbj.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться