Иайдо

Иайдо — это внезапная атака, или пресечение внезапной атаки. Поэтому замахиваться времени практически нет.
Пожалуй, из всех видов оружия меч занимает особое место, оружие профессиональных воинов, аристократов. Поэтому он оставил весьма заметный след не только в воинском ремесле, но и в истории, культуре и в традициях многих стран и народов.
Хотя основным оружием древней Японии был лук со стрелами, именно меч постепенно стал «душой самурая». В эпоху междоусобных войн Намбоку-тё мечи, благодаря улучшению их качества, появлению более легких и удобных доспехов и снижению роли конных лучников, становятся основным оружием самураев, начинается быстрое развитие кендзюцу. В мире не найдется ничего более известного среди холодного оружия, чем японский меч. Ставшего символом не только воинского сословия, но всей Японии. Оружие, послужившее многим поколениям выживать, убивая, но и формированию философии, традиций искусства войны. История катаны, это история Японии.
Та форма меча, которую мы знаем сегодня, и которая существовала в феодальную эпоху Японии, развилась из крайне древних образцов делавшихся из бронзы, а позже из железа. Клинки, обнаруженные в датируемых 700 г. н.э. могильниках были прямыми и заточенными с одной стороны, выкованными из цельного куска от рукояти до конца лезвия.

Клинки приходили в Японию в большей степени из Китая и Кореи. Поэтому клинки были прямыми и назывались кэн или тсуруги, причем это разное прочтение одного и того же китайского иероглифа, спустя время к концу одиннадцатого столетия н. э. меч приобрел свою характерную изогнутую форму, общая история развития клинкового оружия пришла именно к такой форме. Потому что изогнутый клинок сохраняет возможности нанесения как колющих, так и режущих ударов. В принципе если взять японский клинок он сохраняет очень удобную форму для использования. Надо понимать, что когда мы говорим о японском клинке надо понимать определенные периоды, когда размер, изгиб и качество японского клинка сильно менялся, все зависело от периода эпохи.

И это понятно, поскольку оружие изобретается под решение, определенных задач. Все упиралось в то, настолько воины были подготовлены, насколько защищены доспехами и снаряжением, какого качества были доспехи, поэтому клинок, так или иначе, менялся. Техника кендзюцу была рассчитана на ведение боя с противником, облаченным в доспехи, и учитывала их уязвимые места. Удары наносились в щели доспехов, основными целями были шея, небольшая зона туловища в месте соединения нагрудника и подола-кусадзури, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бедер и щиколотки. Кроме того для предотвращения поломки меча, меч не подставлялся под удары меча противника, вместо этого использовались разнообразные подрезки рук и разрезы живота и различные способы маневрирования, позволяющие уклоняться от атак противника.
Двенадцатое и тринадцатое столетия считаются периодом расцвета японского кузнечного искусства. Сделанные мечи того периода вошли в историю кузнечного дела как «старые» (кото) . Существуют разные временные классификации:
Дзекото (древние мечи) – до 795г.
Кото (старые мечи) – до 1596г.
Синто (новые мечи) – 1596-1781гг.
Синсинто (новые новые мечи) – 1781-1876гг.
Гэндайто (новейшие мечи) – с 1876г.
Синсякуто (современные мечи) мечи, сделанные ныне живущими кузнецами
Кендзюцу – это именно боевое искусство, методика боя с мечом, практически без каких-либо правил и ограничений. В отличие от кэндо, боевого пути, делающего упор на воспитании духа занимающегося, в кэндзюцу вместо до (пути) во главу угла ставится дзюцу (искусство). И акцент делается именно на мастерство владения оружием, в то время как воспитание характера является важной, но, тем не менее, сопутствующей дисциплиной.
В кэндзюцу в основном работают с мечом,


уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жёсткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Кендзюцу включает приемы боя мечом, извлеченным из ножен, и разделяется на тати-дзюцу — фехтование длинным мечом, кодати-дзюцу — фехтование коротким мечом и рёто-дзюцу — фехтование двумя мечами.

«Отцом» Иай считается Хаясизаки Дзинсуке Сигенобу, живший во второй половине XVI века. Об этом человеке точно известно немногое, несмотря на обилие непроверенных и расплывчатых легенд. Так, согласно одной из них, во время суге (аскетического периода суровых тренировок) молодой Хаясизаки достиг просветления и создал Иаи, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Однако, более глубокие исследования показывают, что скорее всего Хаясизаки не был первым человеком, разработавшим Иаи. Старые рю (школы), такие как, например, Тенсин Соден Катори Синто-рю, Такеноучи (или Такеучи) рю и другие старые системы, преподавали Иаи задолго до Хаясизаки. Тем не менее, именно Хаясизаки Дзинсуке, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ Иаи. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории Иаи, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаясизаки считается основателем системы Иаи клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синден-рю и Мусо Дзикиден Эйсин-рю.
Исторически роль предшественника иайдо, иайдзюцу, в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру, и во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах. Поэтому нельзя рассматривать иайдо как прикладную науку, иайдо в большей степени наука академическая, т.е. она рассказывает о правилах ведения боя в каких то экстремальных условиях. Оно рассказывает как нужно комуницировать между телом и оружием, между телом сознанием и оружием, т.е. некая фундаментальная наука, которая формирует в тебе принципы и стереотипы движения, но и стереотипы мышления, поведения, т.е. комплекс со своими методами и методами воспитания. Именно методика формирует навык и может поставить цель, при которой даже в современном обществе искусство владения клинком будет иметь реальную ценность. Надо понять самое главное, что любая школа, которая тебя воспитывает в рамках боевых искусств, все равно не научит выживать на поле боя, она может тебя подвести к максимальной точке готовности. Если граница это личный опыт, то ты максимально близко можешь подойти к границе реального опыта, но пока ты не займешься реальным опытом, то это все равно будет всего лишь подготовка.
Надо оценивать иайдо с точки зрения, как некий метод подготовки. Как говорят секрет иайдо в ножнах. Первым движением всегда является освобождение меча (меч не извлекается из ножен, а ножны снимаются с меча), которое переходит либо в режущий удар одной рукой (нукицукэ), либо в парирование (укэнагаси), если это необходимо. Если дать обычному человеку предмет в чехле, он как правило начинает вынимать его из чехла, а в иайдо все должно идти наоборот, т.е. снимать чехол. Почему? Нужно понимать, что у нас есть фазы дыхания и фактически на одной фазе дыхания существует одно техническое действие, одна траектория. Невозможно на одной полу фазе дыхания две траектории, т.е. ты не можешь бить в двух траекториях, ты всегда будешь бить в одной. Поэтому на одной полу фазе дыхания вытянуть меч и ударить нельзя. Тогда возникает то, что должно быть, одна траектория одна полу фаза. За ним следует один или несколько (в зависимости от числа противников в заданной ситуации) режущих или колющих ударов, а завершается ката ритуальным «стряхиванием крови» с клинка (чибури) и возвратом меча в ножны (ното). Понятно, что отшлифовать выход кончика меча из ножен, если начнешь рубить раньше, вскроешь ножны и нанесешь себе травму. Будешь рубить позже, рука будет напрягаться (когда клинок будет выходить из ножен, рука будет напрягаться), через напряженную руку удар сделать невозможно. Поэтому очень важный вопрос как научиться телом, чувствовать четкий выход меча из ножен, в какой момент нужно сделать диафрагменный выдох с ударом.
Эти этапы проходят от неосознанного незнания к осознанному знанию. Есть ката, есть бункай, есть работа между ката и бункаем. Без бункая иайдо существовать не может. Очень много споров происходит вокруг главенства стилей, стилистик, бункая ката, самих ката. Главное, что бы было правильное понимание бункая и правильное выполнение его в ката. Сутью иай является выработка чувства меча, а так же осознание возможностей своего тела и сознания. Это достигается путем постепенного приобретения технических навыков и формирование определенного психоэмоционального состояния сознания, посредством изучения и выполнения ката. Ката есть средство фиксации, сохранения и передачи опыта от мастеров прошлого к ученикам и являются стержнем всей системы постижения секретов иай. В каждом ката заложен комплекс обучающих принципов, как основных, так и вспомогательных, сознательного и подсознательного характера. Многократно каждый раз, анализируя свое ощущение, каждый раз стараясь сделать свои движения соответствующими ката, ученик проникает в смысл заложенного в форме обучающего принципа. Принцип в свою очередь закрепляется в теле и сознании ученика.
На иайдо надо смотреть, как на систему подготовки, как на метод подготовки. В иайдо всегда присутствует бункай, всегда присутствует визуализация, всегда существует противник пусть в твоем сознании, это и есть метод подготовки. Когда ката выполняется не просто как гимнастика, а выполняется осознанно, поэтому любая практика иайдо заставляет работать мозг и сознание работать осознанно.
На сегодняшний день единственно, где можно проверить качество навыков приобретенных и то частично, это практике тамэсигири. И то это в какой то степени не раскрывает всю картину, это лишь тест на то, что появился точный поставленный удар. Потому что для того что бы получился удар резом необходимо соблюсти четыре степени контроля:
1. Контроль плоскости
2. Контроль траектории (должна быть не рубящей, а режущей)
3. Клинок должен ударить сильно
4. Попасть точно по месту
Фактически в стилистике иайдо самое сложное это одноручное разрубание с извлечением из ножен. В нашей практике упор делается именно на отработку этих ударов. Понятно у нас доступны три плоскости за счет асимметрии подвески клинка:
1. Восходящая плоскость
2. Нисходящая плоскость
3. Поперечная плоскость
Самая сложная плоскость это поперечная, восходящая чуть легче, нисходящая еще легче, потому что весь вес играет на клинок, что бы он прошел через цель. Общие требования к удару в тамэсигири, такие же как и в кихоне. Задача не победить коврик, а прочувствовать мишень и остановиться в той позиции, которая определена кихоном. А это что? При извлечении клинка не уходить с контроля центральной линии, при конце точки сруба не уходить за проекцию тела. Тамисигири в положении стоя на много проще, чем тамэсигири в положении сидя. В нашем ха разработана целая программа, назвали ее условно «тамэсигири тест» от простого к сложному, много направленные удары, удары по нескольким мишеням:
1. Начальный уровень тамэсигири (4-е варианта).
2. Промежуточный уровень тамэсигири (7-мь вариантов).
3. Продвинутый уровень тамэсигири (11-ть вариантов).
Но все эти тесты были образованы из анализа кихона, заключенного в существующих базовых формах. По большому счету если человек может выполнить все базовые формы в тамэсигири, то получается, что он справился с двигательным стереотипом и у него появился некоторый поставленный удар в контроле трех плоскостей и четырех направлений.
В практике иай тамэсигири, является важным моментом в процессе становления чувства меча. Она позволяет не только оценить на практике качество приобретенных навыков, но и освоить такой элемент боевой подготовки, как чувство дистанции. Обязательным и неотъемлемым условием практики тамэсигири является обеспечением условий травма безопасности. Всегда нужно помнить, что меч в руках настоящее оружие и отсутствие повышенного внимания, как и уважения к клинку чрезвычайно опасно.
Иайдо, как никакое другое восточное единоборство способствует воплощению традиционных принципов в условиях реальной практики. Соединению внешнего и внутреннего с философией японского клинка позволяет укрепить волю и сознание совместно с физическими качествами занимающегося. Но не стоит забивать, что восток дело тонкое и меч в философии самураев оружие не только для убийства, но и инструмент воспитывающий уважение, высокую личную ответственность и вкус.
В восточной системе единоборств не важно с оружием или без, всегда преследуется важная цель формирование не только физической силы, но и стабильного состояния ума и сознания, зачастую критикуемую за, казалось бы, архаичные ритуалы, но они представляют из себя весьма вдумчивую и глубокую систему, в которой всему есть место и повод. Иайдо и ритуал это взаимосвязанные вещи, но ритуал, вежливость и уважение это опять же внешний фактор. Ритуал никогда не делается бессознательно, ритуал всегда делается осознанно. Ритуал есть средство достижения осознанности. Поэтому к ритуалам и этикетам нужно относиться с точки зрения понимания, что он говорит на самом деле этикет воина. Это этикет человека с оружием, как он ходит, как размещается оружие, как он садится, как он сидит. На самом деле посадка в сейдза и посадка в тате хидза, так же как и подъем из них обусловлено неким образом. Это прежде контроль противника, своего баланса, контроль обстановки и т.д. и т.д. это не просто поклон мечу. Если ты не уважаешь чужих богов, то ты не будешь уважать и своих богов.
Без сомнения любые оружейные техники в современном мире это чрезвычайно тонкая грань между практикой и формированием сознания. Стоит помнить, что в подобном процессе, как никогда важна личность учителя, наставника способного правильно объяснить все тонкости и особенности системы. Скрупулёзно шаг за шагом, воплощая имеющиеся методики.

Скачать Иайдо

Запись опубликована в рубрике Буджитсу, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *